Как развить интерес к чтению у ребенка

Думаю, что сегодня  тема “воспитание у детей  интереса к книге и чтению», как никогда, актуальна. Ведь произведения художественной литературы раскрывают перед  детьми дошкольного возраста мир человеческих чувств, внутренний мир героев, помогают осознать правильность своих поступков. Научившись переживать за литературных героев, дети начинают замечать настроение близких им людей, сочувствуют им, переживают и радуются вместе с ними. С помощью книги у дошкольников  пробуждаются такие чувства, как  доброта, сердечность, умение дружить, честность порядочность, гражданская ответственность.

Формирование интереса к книге у детей дошкольного возраста

Выпустив, детей подготовительной группы в первый класс школы и подводя итоги работы за два года с этими детьми, Мария Фадеевна пришла к неутешительному выводу, что основная масса детей, ушедших в школу, небрежно относились к книгам. Причины были разные: одни дети привыкли к изобилию книг дома и не умели (многие даже не хотели) следить за их состоянием, у других не было опыта обращения с книгой до прихода в группу детского сада, они просто не обращали на них внимания и не испытывали потребности общения с книгой.  Набрав группу детей двухлетнего возраста, Мария Фадеевна собрала весь имеющийся у неё материал по развитию  интереса к книге у детей дошкольного возраста. Поставив перед собой цель в работе с детьми – развитие интереса к художественной литературе разных жанров, воспитатель из старых книг, азбук, букваря и т.п. вырезала картинки, понятные по содержанию малышам 2 лет, и систематически их рассматривала  с детьми. Таким  путём  она способствовала расширению кругозора малышей и развила у них желание и умение  понимать речь взрослого, а так же  научила отвечать на поставленные вопросы: «Кто это? Что  это?» и прочее.

Из нескольких картинок при детях вечерами она делала книжки-малютки. Дети с удовольствием рассматривали эти книжки и называли увиденные на картинках предметы. Когда малыши научились пользоваться самодельными книжками, воспитатель стала вносить красиво оформленные  книги  «Колобок», «Репка», «Теремок» и  знакомила детей с их содержанием, объясняя при этом  правила обращения с книгой: не мять листы, брать книгу чистыми руками, ставить её на место и т.п.

Во второй младшей группе, чтобы вызвать  интерес к книге у детей, воспитатель после  чтения и бесед,  с помощью игрушек ставила сценки из сказок, рассказов, проводила дидактические игры типа: «Из какой книжки герой?», «Кто это сказал?». Кроме познавательной деятельности, с детьми закреплялись знания правил обращения с книгой. В средней группе у Марии Фадеевны уже был богатый книжный уголок, в котором размещались не только сказки, но и рассказы о животных, птицах, стихи А. Пушкина, С. Маршака, А. Барто, Э. Успенского, К. Чуковского и современных авторов того времени: С. Седова, М. Бершадской, С. Востокого и т.д. Кроме того, детям предлагалось рассматривание одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками. Педагог научила детей сравнивать иллюстрации и высказывать своё мнение, какие иллюстрации больше понравились. Со второго полугодия  воспитатель  начала работу по инсценировке  хорошо знакомых сказок с детьми, где дети научились проявлять своё отношение к персонажам. В целях воспитания культуры общения с книгой  воспитатель организовывала приход Петрушки, Красной шапочки и т.п., которые напоминали дошкольникам о правилах пользования  книгой.

Интерес к книге у детей старшего дошкольного возраста

В старшей группе дети Марии Фадеевны  готовы были к проведению обобщающих бесед на темы: «Что мы знаем о книге?», «Книга – лучший друг» и т.д. и  знакомству с творчеством авторов отдельных произведений. В их группе было проведено открытое занятие для воспитателей старших групп на тему «А.С. Пушкин – великий поэт», на котором  рассказ воспитателя сопровождался показом портрета поэта, фотографий с изображением памятников А.С. Пушкину в Москве и некоторых других городах России. На литературной викторине  «Угадай из какой сказки этот герой?»  использовались  устные задания, иллюстрации к произведениям поэта, грамзапись, был показан отрывок из сказки о Царе Салтане (использовала воспитатель видеомагнитофон). Детьми были прочитаны стихи поэта. Вниманию присутствующих была организована выставка детских работ к произведениям А.С. Пушкина (рисунки, работы по лепке и аппликации).

В подготовительной к школе группе, с целью воспитания у дошкольника интереса к книге, воспитатель добивается, чтобы дети поняли главную идею любого произведения, могли определить жанр произведения, умели отмечать особенности сказки. Много усилий приложила Мария Фадеевна, воспитанию у детей умения понимать мотивы поступков героев произведений, позицию автора и его отношения к своим героям.

Поддерживая интерес к книге у детей старшего дошкольного возраста, воспитателем внимание уделялось тому, как создаётся книга, сколько людей трудится, чтобы она дошла до читателя. Дети поняли простую истину – почему надо беречь книгу.

Очень нравились детям экскурсии в библиотеку, где находится много разных книг и их можно брать домой на небольшой срок. Обогатилось содержание книжного уголка: сюда вошли книги классиков и современных писателей, наборы иллюстраций, открыток, связанных с содержанием знакомых произведений, портреты писателей, поэтов, игры на развитие речи типа: «Узнай героя», «Закончи сказку», «Подбери картинки»  и т.п., а так же изготовленные руками детей и их родителей книжки-малютки, которые дети изготавливали на протяжении всего пребывания  в детском саду. К праздникам и знаменательным датам оформлялись выставки книг, иллюстраций к ним. Например, «Книги о нашей стране» — ко дню России, «Чарушин – писатель и художник» — ко дню рождения Е. Чарушина. На день открытых дверей в группе была оформлена выставка «Моя любимая книга» и выставка работ детей по содержанию любимой книги. Условие для детей было одно – они должны были пересказать содержание книги, показать свои работы, а посетители Дня открытых дверей могли выбрать любую книгу, представленную на выставке.

В результате проводимой воспитателем работы появился интерес  к книге у дошкольников и сюжетной игре в библиотеку, стали популярными дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор» и т.п. В группе организовали мастерскую по ремонту книг, в которой принимают участие не только дети, но и их родители. Кроме того, применялась практика по  ремонту книг в младших группах.

Воспитание у дошкольника интереса к книге в семье

Параллельно проводилась работа с родителями по вопросу воспитания у дошкольника интереса к книге и чтению, так как воспитатель считала, что её работа не принесёт пользы, если она не будет продолжена в семье. Мария Фадеевна использовала разные методы и приёмы работы с родителями: привлекала их к ремонту книг, иногда ремонт книг они делали дома, но обязательно должны были выполнить условие – работать вместе с детьми. На родительских собраниях в течение пяти лет  воспитатель ежегодно давала рекомендации, какие книги необходимо читать детям, как работать с иллюстрациями, картинками, открытками, прилагая их перечень. Оформляла папки-передвижки на темы: «Воспитание у детей  интереса к книге в семье», «Дидактические игры по развитию речи», «Воспитание бережного отношения к книге», «Как правильно читать книгу детям» и т.д.

Проводимая работа дала ощутимые результаты: у детей вырос интерес к книге, они научились правильному обращению с книгой, у них сформировалось умение  понимать содержание произведений, определять главную идею его, оценивать поступки героев и высказывать своё мнение о содержании  прочитанного, увиденного. Кроме того, дошкольники  умели последовательно передать содержание произведения, выразительно читать стихи, знать отличия сказок от рассказов и стихов, драматизировать небольшие произведения.